М и х а и л К О Р Д О Н С К И Й ПРЕДИСЛОВИЕ Если Вы захотите познакомиться с автором, это наверняка можно сделать через человека, от которого Вы получили эту книжечку. Но придется хлопо- тать, куда-то ехать и для того, чтобы укрепить или, наоборот,отбить та- кое желание, прилагается вот этот набор этикеток. Деятельность Устинова - радикальнейшее и ярчайшее воплощение педаго- гического постмодернизма. Классическая педагогика предполагает, что из детей можно делать кого угодно, если их ПРАВИЛЬНО воспитывать. Модер- нистская - что почти из каждого и почти все, если найти методы воздейс- твия, ПРАВИЛЬНЫЕ 2  0 для каждого ребенка. Постмодернистская - что сделать Людей воспитанием... невозможно. И не нужно. А нужно создать Детям усло- вия, чтобы они могли сделать себя САМИМИ СОБОЙ. У Устинова это получается более чем впечатляюще: в каждом поколении выращенных им учеников есть свой Иуда. Какому-то из них время от времени удается-таки привести стражников и пригвоздить Учителя к кресту, но и какому-то из Петров удается дойти до Рима и какому-то из Матфеев - раз- нести благовестие. А Устинов между тем соскакивает, и каждый раз новая Мария рвет рубашку, чтобы забинтовать ему раны. Все это происходит в России, в середине и конце двадцатого века: Ус- тинов был слушателем на семинарах Терского, который был ближайшим спод- вижником Макаренко и до 1934 оставался легальным членом партии левых эсеров, а в юности общался с адептами анархизма и домарксистского, уто- пического коммунизма, которые... (дальше - по энциклопедиям). Сам Устинов вряд ли согласится с этим "Предисловием", но и спорить особенно не станет, для него это не важнее, чем каналы на Марсе. Мир, который сотворил Устинов, состоит из Тебя (если ты - это педагог или пы- тающийся стать таковым) и Них - детей. Это его персонажи, постоянно спи- сываемые с натуры и вновь оживающие из текста. Читайте. ----------------------------------- Ю р и й У С Т И Н О В Т Е Т Р А Д Ь Если хочешь быть быстрым дельфином, будь мудрым дельфином. Знаю, что ничего не знаю. Но я уже знаю, п 2  0о 2  0ч 2  0е 2  0м 2  0у. Помнится, милостивый государь, за шкафом мною вам было обещано первое же обращение к ва... (к Ва)шему имени на предмет посвящения некоего тру- да, который я протружу здесь на близкую и, к сожалению, не свободную (пока) тему. Поскольку до теперешнего времени не было подходящих тетрадок (все бы- ли или толстые, или в клеточку), а я привык заполнять собой все свобод- ное пространство, начинаю только сейчас, незадолго до конца. Объем настоящего труда позволяет обойтись, при его употреблении ку- да-либо, стаканом чая, очками, если они вам нужны,и полкоробком спичек для грызения, жевания и пометок на полях, которые я с радостью оставляю свободными, как в интересах экологии, так и ввиду отсутствия изъянов в том, что находится за их пределами, ибо оно не имеет претензий. Следуя указанию, что одна глава хорошо, а две - лучше, я постараюсь придать сочинению некоторую двуглавность, не считая вступительного слова и игнорируя собственное заключение, каким бы нелепым и тяжелым оно ни оказалось. - 2 - 1 Звания, титулы, корочки, должности, опыт, диссертации, методика, тео- рия, дидактика, практика - со всего этого начинается необратимая уста- лость, на всем этом, или на чем-нибудь одном, кончается то, что я считаю нормальной педагогической жизнью. Невежество рождает беззащитность, беззащитность рождает свои атрибу- ты, перечисленные выше, и оборачивается усталостью, похоронами всяких надежд найти удовольствие в своей работе. А удовлетворение очень нужно, ибо мы - животные, и ничто человеческое нам не чуждо. Основная, самая распространенная причина, по которой его не бывает: каждый хочет быть целью, но далеко не средством. Собачка тут зарыта со слона. Осознав себя Их (ребят) средством, приняв себя в этом качестве, совершенствуясь в этом качестве, не будешь устало и привычно ждать Их проказ, подлостей или благодарностей, но будешь жить в Их жизни, станешь чувствовать, как Они. Крайности тут тоже не нужны. Не надо быть удобным предметом для поз- нания мира или давать Им запредельно паразитировать на своей способности к резонансу. Вот тут и лежит первый ключ первого пути: резонанс. И вроде законный вопрос: Ну, настроишься на одного, а как же остальные? Да, чем выше избирательность, тем лучше. Здесь важнее, однако, чувс- твительность. Каждый может найти свой вариант. Меня хватало так: непос- редственная двухсторонняя связь с тремя, в это время прослушиваются еще трое, в это время подразумеваются по прогнозу и дискретно контролируются еще четверо, итого - десять. Это не дар Божий, а у любого есть, если хо- теть. Все дело в том, что настройка идет не сдвоенным блоком переменного конденсатора, как в старых приемниках, а включением уже подобранных ем- костей. Постепенно при работе с группой, особенно с полным составом, скорость переключения становится такой, что даже самому временами кажет- ся, что полный контакт с каждым непрерывен. Почему я - средство? Почему я не хочу быть целью, делать "по образу и подобию", получать свое положенное и т.д.? Во-первых потому, что это - грубое вмешательство в суверенитет каждого из Них. Во-вторых потому, что это позволяет мне использоваться универсальнее и полнее. В-третьих, по- тому, что не так больно (вру), лучше сохраняешься и меньше усталости (правда). Второй ключ - объявление войны формулировке и понятию "определенные возможности" касательно себя, Их 2  0и Нас, т.е. себя и Их 2  0вместе. Кем опре- делены возможности Мариванны из соцвоса? Да никем. Петькины? Никогда. Твои? Ни за что. И начинаешь видеть, что эти "определенные возможности" - просто удобная дорожка для халтурщиков вроде т. Прокруста. И тогда ты вылупляешься в настоящий, истинный Их мир, и запросто носишься там, где границы еще не установлены, по запретной территории талантливости или отзывчивости, мало ли... Но там, где границы уже стоят, не тяни, не пихайся, и не выворачивай столбы. Пригласи поиграть. Ты же - средство, понимаешь? В четырнадцать до меня глубоко дошло, что я - "лишь" форма существо- вания материи, и хотелось умереть. То же - с ощущением себя средством, Их 2  0средством, повторяю, и еще раз повторю: средством достижения цели. Какой цели? У каждого из Них - своя. Каждый - попытка Природы, Каждый имеет право и шанс. Что бы ни делала жизнь с ними, что бы ни делали Они с жизнью, будь средством. Множество ключей уже лежат в этих двух, и я их просто не упоминаю; например "быть самим собой" - уже в первом, "быть личностью"- во втором. Нечего также пояснять, что если встал вопрос "сколько себя оставить се- бе",то ты просто лжешь Им. И так далее. (Ну, если ты с Ними всегда оста- ешься самим собой, то тебе не надо отгораживать себя в себе.) - 3 - Короче, умного труда, как видишь, опять не получается. Обобщать труд- но потому, что нет более конкретного, чем педагогика, а не обобщив, как писать? Но - буду. Ты(я)- средство для неразбивания стекол, понимания Малера и доставки яблок. Бывают специализированные средства, но ими пользуются по средам и пятницам, а что в понедельник? Ключ третий: формирование сообщества. Для примера принято уподоблять себя инженеру, художнику у мозаичного панно, но это чепуха. Там в итоге - конечный продукт, здесь не должно быть итогов и страшно, когда их при- ходится подводить. По форме сознательной и подсознательной деятельности (если я имею о них представление), это ближе всего к игре. Но к игре на качественно иной ступени, когда условие проверяется на приемлемость и становится (не становится) живой частью, органом или свойством объединения. Я начинал обычно с игры в общую пищу и общие вещи. Потом - общие интересы. И уже гораздо позже, гораздо - общие отношения. Система ценностей. Соцактив- ность. Ключ четвертый - отражения. Капли отражают океаны, симбиоз этой насекомой с зеленым листком - Петькину с Вовкой "дружбу". Целесообразное красиво выживает, ненужное некрасиво гниет. Видя красоту окружающего мира, Они не только отражают ее, но и впитывают ее законы. Не надо строить Им дворцы или делать Их людьми будущего - настоящее погубит Их. Лес должен быть не пройден, а прожит, и тогда, грубо говоря, 1км леса х 1 см Моне х 1 мин. Дебюсси х (...) = N красоты для каждого, как результат повышенной выживаемости в конкретных сегодняшних условиях. (Обглодками какими-то пишу. И каждый обглодок как вершина айсберга выглядит, наверное: "Во, наколбасил!". Ну и ладно.) Ключей можно целую связку, но что на этом пути после создания объеди- нения? А дальше - тот этап,до которого я два раза уже не добирался "по метеоусловиям". Размножение. Группа, бывшая некогда монолитной, или связанной, как порывистая стайка мальков (рыбьих), начинает постепенно приобретать "зернистую структуру", внутренние связи слабнут, бузят или тихо уходят первые лиде- ры и последние функционеры, молчаливы "звезды", но свет их - внутрь себя - все ярче. Это наисложнейший этап, и большинство, если не почти все группы, кончаются на нем. Смерть группе на этом этапе можно устроить запросто: оставить в силе все мерки и требования прошлого года, самого яркого, самого-самого. А надо просто помочь собраться в дорогу. Ты больше не нужен им, и немногие из них нужны друг другу. Группа отработала свое. По моим наблю- дениям, период существования группы (оптимальный или возможный) около 3,5 лет. Меня лично хватает на столько. Хватало, то бишь. Вариант с пос- тоянным обновлением состава (текучий вариант) не дает результатов за счет снижения общих уровней. Это все равно, что устроить в школах только десятые классы и всех, окончивших детсад, доводить в них до полного ус- воения программы. А рядом - консервативные второгодники, настоящие вы- пускники. Главное на этом пути, наверное, уважение к каждому из Них. Любовь - на втором месте. Справедливость - на третьем, ибо слишком многолика. Уважение же, хоть и емко, имеет свое лицо. Оно, конечно, предполагает Справедливость, но не делает ее. Что еще надо? Уметь (мочь) не видеть и видеть, не прощать и прощать, копать и не копать. Постоянно, неистово, в лобовую: чтобы в каждом плоде была кость. Несъедобная кость, единственное назначение которой - прорасти. Жаль только, почву для них ты подготовить не сумеешь. Не успеешь, не сможешь в одиночку. Помнишь у Брэдбери ходил один и сажал на Венере, что ли. Или на Марсе. В пустыне, в общем. И не знал, что будет. А когда заснул, по- - 4 - шел дождь. Можно рыть тоннель через гору к воде или сокровищам, но 2  0КАКИМ будет тот, кто увидит свет? Вот видишь, весь первый путь, от ощущения себя средством до света в конце тоннеля, до дождя, до всходов. И единственная награда, которая желанна на этом пути: сделать все, что мог; выложиться целиком. (Светлая мечта: выкладываться целиком каждый день.) Придет вре- мя, и педагогику отменят так же, как отменили прививки от оспы. Я ведь, чё греха таить, действительно хотел тут изложить некоторые "обчие кон- цепции" и пр., но получается мешок субъективных комментариев к... Тьфу, замучил ты меня, любознательный. Ну, путь, так путь. Теряешь тропу и находишь, дождь и солнце, мороз и зной, родники и сточные кана- вы. Где-то за соседним хребтом, в низине, стройно шагают по асфальтиро- ванному шоссе колонны юных пионеров. Хриплый, глухой звук горна, кан- дальный звон, дробь барабанов. Они учатся ходить как положено. При современном уровне техники асфальтобетонную почву для плодов ук- ладывают централизованно, мощными машинами. Какие же две разницы есть между сообществом тех и этих, наших? --------------------------------- ------------------------------------ Думать одинаково. Со-чувствовать и понимать. --------------------------------- ------------------------------------ Право участвовать в принятии Право принимать решения решений голосованием. или отдавать это право. --------------------------------- ------------------------------------ Поощрение за дело. Дело есть поощрение. --------------------------------- ------------------------------------ Кто не с нами, тот против нас. В чем мы неправы, раз он не с нами? Или он? --------------------------------- ------------------------------------ Сделал хорошее - хороший, Не сделал хорошее - плохой? Нет, сделал плохое - плохой. ты славный. Просто оступился. Мы с тобой. Ладно? --------------------------------- ------------------------------------ Я один, а вас много. Вас много, но я - для каждого. --------------------------------- ------------------------------------ Делай, как я. Я бы так сделал. А ты - подумай. --------------------------------- ------------------------------------ Стань человеком. Будь человеком. --------------------------------- ------------------------------------ Уважай старших ................... --------------------------------- ------------------------------------ Надо же, бледная поганка, какая чушь получается! Суть разности "под- хода" понимаю, а изобразить не могу. В общем, у "них" - почти все бута- форское, а у нас настоящее. И даже не это. Как ни пиши, все не так, все капканы какие-то. Не разные грани, а вообще круглый стакан. Ан, суть разности подхода: 1. Ты - настоящий; 2. Ты - сырье. Ох, бл. поганка, как я этих ненавижу "расти большой и СТАНЬ челове- ком"! Наверное, что-нибудь одно: или уже человек, не болванка, не заго- товка, твари долбаные. Он с вами груб? Значит, заслужили. Скрытен? Не мешайте. Увлекается попной музыкой? А что же, слышали мы по радио насто- ящую? Хи! Ваши галоши совсем износились, собака пропала, фотография на стене по- желтела, а в пустом аквариуме паук ловит мух. Ваша ночь бесцельна, день зябок, вы давно не боитесь вечерарафинада, быстрорастворимого, без памя- ти о давних запонках и ударах музыки под дых. У вас есть кошка, но ее никогда нет дома. - 5 - Что же вам надо от Них? Никто не украсит ваше одиночество, если не будет любить вас. Но поче- му вы уважения - требовали, а любовь ждете? Зачем? Разве вы давали в долг, разве у вас лежит Их расписка? Разве не будет у Них своих неблагодарных детей? Тьфу! 2 Путь второй - "ура, дави!" Орет в мокрой пеленке? Пусть орет, сам обделался. Я занят. Не хочет идти в садик? Пойдет, никуда не денется. Все ходят и он пойдет. Учитель- ницу начальных классов учили, а теперь ей и деньги платят. Небось ей виднее, дурак он или нет. Сама знает, когда орать. Ученая и оплачивае- мая. Перестань прыгать, на тебе октябрятская звездочка. Тот, на звездоч- ке, никогда не прыгал попусту, не таскал в карманах эту железную га- дость, не мучил кошку, не лез на балкон зимой в одних шортах, не бил стекол, не грубил учителям. Не будешь таким, как он - в пионеры не примут (а Он не знает, что это такое, и ему еще не все равно)! В музей? Все идут и он пойдет, никуда не денется. Всем повяжут и ему повяжут. Все будут беречь, и он. Повяжут цвета одного. Песня о Щорсе? А куда он денется. И обе эпохи возрождения носом пропашет. Дави! Куй железо, пока горячо, а до четырнадцати оно еще горячо, потом спо- койно, по-деловому проводи собрание, голосуй, выбирай. Не подведет. Никуда не денется. Хоть тобой будет командовать, хоть страной,- все сделает как положено. НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ. Вот и весь путь. Не так уж сложно сделать, чтобы никуда не делся. Го- раздо сложнее, чтобы было куда деваться. Легче построить забор, чем про- ложить дорогу. И это - путь основной, общепринятый, законный. Который так проложен, чтобы и ты никуда не делся. И каждого на этом пути можно деть, куда надо. И каждый свободен в вы- боре идти так, или не идти вообще. Если в начале века асфальт был в диковинку, то сейчас все норовят на травку, на землю, хотят по-своему, асфальтобетонная машина их уже не устраивает. И деваются. Чтобы не девались, дорогу надо с обеих сторон огородить, на всём за ее пределами повесить таблички: "Ненастоящее", "Враждебное" и лозунги по направлению движения. Неплохо, если все за пределами пути будет вызывать отвращение и страх. Остальное частично изложено на 4-й странице обложки. (*) А действительно, чушь какая получается. Набор фраз. Не умею я писать об этом. И вообще не умею, пойдите в пень. Те, кто хочет "оторвать себя от земных благ" и заняться педработой, нуждаются в условиях, а не советах. И любое дело нужно беречь от дураков, особенно медицину и педагогику. Многие хорошие люди так и думают, и не идут к ребятам. Боятся оказаться несостоятельными. А в это время дуреньких студентиков ПИ приводят на практику в школу, где они не знают, от кого больше шарахаться, и ужасно боятся детей. Я видел много раз, как дети за это красиво на них кладут. Я все не о том и не о том, бл. пог. Сам-то я теперь в компании слепых художников, безруких музыкантов, безногих танцоров. Чего, собственно, надо? Как я все делал? Хотел - и делал. И каждый день мечтал выложиться до конца. И такие дни были, и мне не о чем жалеть. - 6 - Что еще? Страниц впереди полно, но хоть бы чего-нибудь конкретное спросили. Например, как сосчитать неразбитые за день стекла. Достойная тема. Это будет около 30% от количества активных переключений, сделанных индивидуально ввиду прогноза аффектации. А? То, что не случилось, бывает даже важнее того, что произошло. Жаль, продукцию считают и оценивают только в одну сторону по шкале. Что еще? Постоянная свобода выбора - созидающая сила. Необходимость выбора - условие созидания. Что еще? Писать уже совсем не могу, вот что еще. И хватит. Лучше спрашивайте. Составлено 31 декабря 1979 - 1 января 1980 в подвале психбольницы "Столбовая" для М.Кордонского. ----------------------------------------------------------------- (*) - Оригинал написан в ученической тетрадке, где на 4-й с.обложки - "законы пионеров"...