СЦИЛЛА И ХАРИБДА. Наивная педагогика (Отрывок) Хочешь, положим на полочку слева западный язык разъятия, анализа. По- ложим на полочку справа восточный язык смысловых резонансов, синтеза. Между Сциллой ортодоксальности и Харибдой эзотеризма прогуляемся по лез- вию Любви, пронзительной до изначальности. Не яйцо и курица нас озаботят, а яйцо и цыпленок, курица и цыпленок, цыпленок и цыпленок. Между глухонемой наукой и балаганствующим искусс- твом, между музыкой и прозой, между тобой и мной, на сочленениях диск- ретного и фрактального; там есть маленькая щелочка. Знаешь, почему лечит голодание? Оно заставляет организм переключаться на добывание энергии "из воздуха". Различные виды энергии, имеющие одну основу - преобразованное Любовью небытие - добывают растения, животные, люди. То есть - производят. Потому, что - потребляют. Видишь, я людей отделил от животных, но и каждая кошка знает, что высшие существа - это кошки, все остальные - более или менее удачные шутки природы. Любое живое существо - Центр Мира. Мир существует в нем целиком, остается только "распаковывать" мир, двигаясь во времени и пространстве, резонируя всё новым синхронно с тобой стоящим во времени волнам предметов и событий, всё новым обособленно бегущим в пространстве волнам чувств и мыслей. Духовное голодание человека, знаешь ли, не менее мучительно, чем фи- зическое. Но и оно, если не ведет к смерти, открывает новые горизонты энергий, если голодать чисто. Катарсис - клизма души, антропософия может быть спокойна, трёхэтажного человека мы с тобой уже построили. Распако- вали, то есть. Попробуем теперь дотянуться до кнопки четвертого этажа? Конечно, нет никаких кнопок. И этажей нет. Всё естественно и просто - когда прёшься между ортосциллой и эзохарибдой, обязательно продираешься сквозь антропософию, околачиваешь трансперсональную психологию, вязнешь в накатанных колеях обозначен-ных и пройден-ных путей. Давай, рули. Я грести буду. Эк мы нашлись с тобой: инь - янь, женское начало и мужское, я гребу, ты рулишь. Где же у нас Ребенок? В какой ще- ли? Между Адамом и Евой. Их влечение друг к другу и есть выражение энер- гии будущего ребенка. Он выбрал себе родителей и соединил их. Сейчас они его распакуют. Смысл распакуют; называется - Ребенок. Пришел Ребенок и сказал: (ничего он не сказал, он еще говорить не умеет, ему это не надо, превращения в человекоживотное еще не произошло, глубина одиночества еще мала, тело требует физической пищи, но лишь для пребывания в себе, в сне, в изначальности и благости нерожденного мира). Резонансная соцентровка миров, Миров, вот что такое Любовь. Эй, куда рулишь! Или - это самая узкая часть пролива? Ну да, соцентровка. Представь,- дерево. Каждая ветвь всё больше обо- соблена от ствола. Движение от ствола к ветви - разобщение, движение в обратном направлении - любовь. Но дерево - едино, у него, понимаешь, и корни есть. Так мы и живем, корнями вверх, к небу, к Богу, к Любви. Ка- кой Ребенок? И вправду, вот он, путается под ногами, зачем это:любить Ребенка? Ка- кой это ствол, какие корни? А просто: еще один росток пошел, ветвь, особь, обособь. Проще некуда, он от тебя идет как от ствола, в месте соединения с тобой - и Любовь и место обособления его. А сам ты - ветвь от ствола другого, который тоже - ветвь. И все социальные заботы - как это дерево стричь. Тьфу! Кто грести бросил? Я? Рули, давай. Дяденька Роден с меня скульптуру, видишь, ваяет. "Мыслитель" - называется. Я буду мыслить, а ты - рули. Какое течение? Это - Река Времени. Между Сциллой и Харибдой. Должны же быть у Време- ни хоть какие-то берега. Не матерись, Пенелопа. Я как раз о Ребенке и думаю. Дай ему грудь, Мария. Нет, не руль, а грудь! Кто - бездельник? Я?! Ладно, наляжем на весла, так тоже думать можно. - Па... - Что?- говорю. Он показывает на мою Венеру слюнявым пальцем и улыба- ется: - Ма!.. Обозначает Любовь. Я зову Бога-Сына и, улыбаясь, показываю Ему нас, человеков. - Мы,- говорю. Обозначаю Любовь. Бог-Сын простирает ладонь над миром и улыбается Богу-Отцу. Обозначает Любовь... Зачатый Ребенок божественнен. Теряя Божественное, изначальное, рожде- нием своим и приспособлением к условиям становится он человеком. Стать человеком - значит перестать быть Богом. Именно эту жертву приносит Ре- бенок - Бог, чтобы быть с нами. Давай поклонимся Ему, понимаешь? Вот Он, - с нами. ............................. Обкакался? Это всё - проделки тела. Тело и есть первая его несвобода, первая жертва. Пойми же ты, Кассандра, что  2т е л о 0 пеленки намочило, а не Душа, не Дух Святой. Пойми также, что если отделить душу от тела, оно какать не будет. Вон, сколько душ вокруг летает, ни одна не напачкала. Помочь Ребенку сохранить божественное - будет несостоявшийся человек. Помочь Ребенку постигнуть человеческое - погибнет в нем Бог. Между Сциллой и Харибдой эта Река Времени. между курицей и яйцом. между двумя убийствами, между Богом и человеком, хотя и нет тут никакой дискретности, всё - легато между жизнью и смертью. Где она тут, педаго- гика, в какой Щели? Ау! А она говорит: "Уа!" Опять обкакался, Господи!.. ............................. Знаки Детства - игры, лепет, запахи, радость и плач, оттенки кожи, движения и позы, "рефлекторные" танцы, одушевление игрушек. Знаки Детства можно воспринимать опосредовано, анализируя и раскоди- руя их, изучая и выстраивая в тексты. Но можно пребывать в себе и ребен- ке одновременно, через Любовь, через соединение ствола и ветви, помнишь? Сцилла говорит: - Между составными частями системы взаиморегуляции "Ребенок - взрос- лый" осуществляются информационные взаимодействия, по типу близкие к ре- зонансным. Харибда: - Мысль о человеке равняется постройке моста, если радостно, чисто, пристально и постоянно думать. Март 1993. -------------------------------- Краткий справочный словарик 2: Сцилла и Харибда Ортодокс Эзотеризм ортосцилла и эзохарибда дискретный фрактальный антропософия трансперсональная психология инь - янь